Из Челябинска в Лондон
Входе
road show Челябинского цинкового завода произошла довольно
нестандартная ситуация с изменением ценового диапазона. В процессе IPO
он повысился, что случается довольно редко. Изначально ценовой коридор
для акций был установлен на уровне $127,5–155, для GDR $12,75–15,5.
Затем верхняя стоимость акций и GDR была увеличена до $167,5 и 16,75
соответственно. На этом уровне мы и разместились с переподпиской в 11
раз. Повышение максимальной цены я связываю с огромным интересом со
стороны инвесторов, проявившемся во время road show. В итоге
капитализация компании по итогам IPO составила $853 млн.
Решение о проведении IPO принимали акционеры и совет директоров. В
первую очередь учитывался интерес к российским предприятиям, а также
благоприятная ситуация с ценами на мировом рынке цинка. Для
акционеров приобретение завода в 2003 году было финансовой
инвестицией. И они сочли, что 2006 год – подходящее время для возврата
части вложенных средств.
Полученные в ходе первичного размещения средства требовались
для постепенного наращивания производственной программы ЧЦЗ и
достижения объема производства цинка до 200 тыс. тонн к 2010 году (в
2006 году – 148 тыс. тонн). В рамках этой стратегии на ЧЦЗ реализуется
обширная инвестиционная программа, рассчитанная на 1,8 млрд рублей до
2009 года. Мы собираемся устранить существующие на заводе «узкие
места», в частности построить новую систему производства серной
кислоты мощностью 100 тыс. тонн в год, заменить часть оборудования. В
2007 году компания получила лицензию на разработку Амурского
месторождения, и теперь мы планируем строить там ГОК с объемом выпуска
цинка в концентрате до 50 тыс. тонн в 2011 году.
Финансовые вливания необходимы для построения
вертикально-интегрированной структуры для обеспечения завода сырьем. К
2010 году мы собираемся перейти на полное обеспечение производства
собственным сырьем. Так, весной 2006 года завод купил компанию
«Nova-цинк», владеющую месторождением Акжал в Казахстане. Кстати, из-за
этой покупки нам пришлось готовить консолидированную отчетность по МСФО
– обычную ЧЦЗ самостоятельно составляет с 1996 года. В процессе
подготовки отчетности нам помогали консультанты PricewaterhouseCoopers.
Глобальным координатором и андеррайтером стал банк Credit
Suisse. Со-менеджерами – HSBC, «Альфа Капитал» и «Тройка Диалог». На
мой взгляд, их позиции довольно сильны в России. HSBC известен как
«металлургический» банк с большим опытом работы с компаниями нашего
сектора. А Credit Suisse хорошо знаком с отраслью и конкретно с
Челябинским цинковым заводом, поскольку уже участвовал в сделке по
приобретению предприятия структурами группы ЧТПЗ в 2003 году.
Основные статьи затрат при выходе на биржу приходятся на
юридическое сопровождение и аудит, а также андеррайтинг и услуги
депозитария. Так как в 2006 году ЧЦЗ приобрел горнорудный актив, то
значительная сумма была потрачена на оценку запасов (по оценке
аналитиков, 51% акций «Nova-цинк» обошелся ЧЦЗ в $90–100 млн. – «Ф.»).
В первичном размещении ЧЦЗ приняли участие около 170
российских и зарубежных фондов. Но пока что ликвидность акций нельзя
назвать высокой. Это связано с тем, что их владельцы, как российские,
так и международные инвесторы, ориентированы на долгосрочные
результаты. Даже несмотря на некоторое снижение цен на цинк на
Лондонской бирже металлов, инвесторы не спешат избавляться от акций и
GDR компании.
Публичность компании – положительный фактор для ее развития.
Мы получили справедливую рыночную оценку, которая теперь служит хорошим
подспорьем при переговорах с финансовыми институтами. В частности,
снизились ставки по кредитам, в том числе по полученным ранее. Банкам
проще оценивать риски и просчитывать вероятность их наступления, когда
вся информация о компании максимально прозрачна.
Компания, стремящаяся выйти на публичный рынок, в первую
очередь должна быть готова к требованиям, предъявляемым инвесторами. У
нее должна быть четкая стратегия. Не менее важно четко определить цели,
на которые привлекаются средства. Важной составляющей успешного IPO
является готовность компании раскрывать информацию и следовать лучшим
практикам корпоративного управления».Компания | Челябинский цинковый завод |
Объем размещения | $368 млн |
Доля от уставного капитала | 33% |
Дата IPO | 13 ноября 2006 года |
Биржа | LSE, РТС |
Сервисная «фишка»