Маленький переполох в большом Китае. Российский и мировой рынок стали: 25 июля — 1 августа 2021 г.
Да, Китай определенно не дает мировому рынку стали заскучать, засохнуть и заржаветь. На широких просторах Великой Китайской равнины разворачиваются события, которые потенциально могут оказать на глобальную металлургическую отрасль не меньшее влияние, чем экспортная экспансия 2014-2016 гг.
Суть новой тенденции заключается в том, что правительство КНР, по-видимому, собирается устроить для экономики страны «мягкую посадку», снизив темпы ее роста.
Причины для этого есть — прежде всего, очень высокий уровень внутренней задолженности. Можно (и наверное, нужно) завидовать китайцам в том, что их банки подчинены задаче обеспечения экономического роста. Но это имеет и свою оборотную сторону.
Фактически китайская экономика уже не менее 10-15 лет прочно сидит на «кредитной игле». Политика дешевых и доступных денег для реального сектора, которая в последний год обеспечила подъем в западных странах и спровоцировала рекордный взлет цен на стальную продукцию, имеет в Китае давние и прочные традиции.
Такая стратегия имеет ряд несомненных плюсов, но есть у нее и минусы. Однажды включенный, кредитный поток должен постоянно расширяться. Иначе даже при минимальных ставках возникает проблема невозврата. Между тем, возможности для роста сужаются. Земной шарик, увы, конечный, и спрос на нем тоже конечный.
Первая попытка притормозить этот упирающийся в потолок рост китайской экономики была предпринята в 2013-2015 гг. Да-да, именно тогда в Китае и появились огромные излишки стальной продукции, которые хлынули на внешние рынки, спровоцировав ответную всемирную волну антидемпинговых процессов против китайских компаний.
Весной 2016 г. китайское руководство выбросило «белый флаг», объявив о возобновлении кредитной накачки национальной экономики. Китайский экспорт стали начал падать, что позволило восстановиться мировому рынку. В дальнейшем в Китае принялись развивать внутреннее потребление, снова был запущен конвейер инфраструктурных проектов. Немалые надежды, очевидно, возлагались на «Пояс и Путь», но эта карта по ряду причин не сыграла. Уж слишком коммерческим оказался подход к зарубежным проектам у китайских инвесторов.
Раскрутка внутреннего рынка достигла пика в 2020 г., когда в рамках борьбы с последствиями коронавируса строительный сектор и промышленность буквально залили деньгами. Под конец года свою лепту внесло и резкое увеличение заказов на китайские товары от западных стран, где начался свой потребительский бум с эмиссионно-долговым наполнением. Внутреннее потребление стальной продукции в Китае в 2020 г. возросло почти на 10% по сравнению с предыдущим годом, производство — почти на 7%. При этом китайский нетто-экспорт стали сократился почти на 33 млн. т.
Этот подъем продолжался и в первом полугодии текущего года. А затем в Пекине взяли и сказали: «Стоп!». Почему было принято такое решение и именно в тот момент? Можно предположить, что в экономике КНР появились опасные признаки перегрева. В первой половине 2021 г. потребление электроэнергии в стране выросло более чем на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Конечно, надо учитывать очень холодную зиму и на редкость жаркое лето, но свою роль сыграл и промышленный подъем. Между тем, адекватно нарастить выработку электроэнергии оказалось не так просто. Этим летом во многих провинциях Китая впервые за последние годы вводились жесткие ограничения на энергоснабжение.
Вероятно, до опасных значений увеличилась всеобщая задолженность. В этом году были резко уменьшен объем эмиссии специальных облигаций, за счет которых финансируются инфраструктурные проекты в регионах. За первые шесть месяцев 2021 г. он составил 1,014 трлн. юаней ($156,4 млрд.), что в 2,2 раза меньше, чем в тот же период годом ранее. При этом были ужесточены правила использования средств, полученных от размещения этих ценных бумаг. От местных властей требуют, чтобы эти деньги ни в коем случае не уходили на рынок недвижимости.
Наконец, в ближайшие месяцы сбавит обороты китайская промышленность. Точно не повторится прошлогодний бум экспортных заказов. Коронавирус внес такой хаос в работу портов и судоходных компаний, что разгребать эти завалы точно придется, как минимум, до будущего года. Стоимость контейнерной доставки грузов из Китая в Америку и Европу уже побила все рекорды, но все еще продолжает расти.
По прогнозу Цзяна Ли (Jiang Li), главного аналитика китайской национальной металлургической ассоциации CISA, во втором полугодии потребление стальной продукции в стране снизится на 10-20 млн. т по сравнению с первым. В сходной ситуации семью годами ранее это привело к появлению на китайском рынке значительных излишков стальной продукции, которые были сброшены за рубеж.
Сейчас и экспортировать китайцам особо некуда — уж очень плотно обложили их антидемпинговыми пошлинами, да и не могут они никого задавить дешевизной. Большая часть китайской металлургической промышленности работает на импортном железорудном сырье, платит весьма высокие тарифы на электроэнергию и должна вкладывать значительные средства в модернизацию, в частности, экологическую.
Вероятно, именно в этом и заключается основная причина стремления китайского правительства резко сократить производство стали, вернув его на уровень прошлого года. Экология и борьба с глобальным потеплением, скорее всего, играют второстепенную роль, хотя и вполне укладываются в демонстративное следование Пекина в русле глобальной климатической политики. Как заявил на собрании членов CISA представитель Министерства экологии и окружающей среды, если ранее основной задачей металлургической отрасли была ликвидация избыточных и устаревших мощностей, то теперь требуется сокращать реальные объемы производства.
Трудно сказать, действительно ли Китай вернется по итогам года к прошлогодним показателям. Все-таки для этого объем выплавки во втором полугодии нужно уменьшить почти на 60 млн. т или на 11% по сравнению с первым. Очевидно, металлурги, которые получают сейчас рекордные прибыли, будут всячески саботировать это начинание. Тем не менее, в ряде провинций меткомбинаты получили от местных властей требования о снижении выпуска. Причем в число этих регионов вошел и Таншань, крупнейший металлургический центр КНР.
Впрочем, китайцам ничего не мешает действовать по принципу: «Не догоним, так согреемся». Куда больший интерес для участников российского рынка стали представляют последствия этой политики для китайского экспорта и импорта стали.
В последние недели ходили упорные слухи о том, что Китай с 1 августа введет экспортные пошлины на стальную продукцию в размере от 10 до 25%, как минимум, на горячекатаный прокат. Однако пока что все обошлось отменой возврата экспортного НДС для холоднокатаного проката, оцинковки, полимерки и жести, бесшовных труб нефтегазового назначения — всего 23 видов стальной продукции, которые не были охвачены данными мерами 1 мая.
Существенного влияния на мировой рынок эти нововведения не окажут. Да, поднимутся котировки на холоднокатаный прокат и оцинковку китайского производства. Но они и так в последние месяцы были ненормально низкими по сравнению со стоимостью горячекатаного проката. Как отмечает китайское издание «Shanghai Metals Market» (SMM), даже после неизбежного повышения национальная стальная продукция останется дешевле, чем у основных конкурентов.
Как также упомянул SMM, предложение о введении экспортных пошлин на горячекатаный прокат вызвало противоречивую реакцию у китайских производителей. При этом следует ожидать, что внешние поставки данной продукции по-любому сократятся. Меры по уменьшению производства стали в Китае больше всего затронули именно этот сегмент, что привело к росту цен. На торгах Шанхайской фьючерсной биржи 30 июля котировки превысили отметку 6130 юаней за т ($839,5 без НДС). По некоторым данным, для китайских металлургических компаний введены неформальные экспортные квоты, весьма ограниченные по объему.
Вообще, будет очень интересно наблюдать за китайским рынком проката в ближайшие неделю-две. Если курс на снижение выплавки продолжится, цены будут покорять новые высоты. Причем это коснется не только горячекатаного проката, но и арматуры, а также товарной заготовки. Чтобы сдержать их рост, китайским властям придется либо, как в мае, прибегать к административным мерам, либо еще сильнее зажимать экспорт, либо... не так сильно давить на металлургов, требуя от них сокращения выпуска.
Вероятнее всего, итогом все-таки станет повышение цен на мировом рынке. Не очень большое, так как место китайских компаний всегда готовы занять индийские, да и российские экспортеры, а спрос во Вьетнаме и ряде других азиатских стран упал из-за беспощадной борьбы с коронавирусом, но значимое. И тут возникает вопрос: а как прореагирует на это российский рынок?!
У нас как раз наступило 1 августа — день, когда вступили в силу экспортные пошлины на прокат. Весь июль в ожидании этого события цены на стальную продукцию в России снижались. И совершенно правильно, так как прежде они были уж очень сильно завышены по сравнению с внешними рынками.
Некоторые производители сварных труб в России, очевидно, даже надеялись на удешевление горячекатаных рулонов до 70-75 тыс. руб. за т CPT. Эти надежды, к слову, не оправдались, так что перед трубниками теперь стоит задача повышательной ценовой коррекции. Однако теперь возникает немаловажный вопрос: стоит ли вообще ожидать понижения котировок на горячекатаный прокат в России, скажем, до 80-85 тыс. руб. за т CPT, или маятник вообще качнется обратно в сторону роста?
Как правило, цены на листовую продукцию в России проявляют в этом отношении анизотропность, говоря ученым языком. Как только на мировом рынке начинается повышение, они сразу же подхватывают эту тенденцию. Но если за рубежом происходит перелом и цены идут вниз, то российские меткомбинаты предпочитают просто не заметить данные изменения. И «не замечают» - неделями, а то и месяцами.
Однако сейчас против такого повышения будет действовать фактор пошлин. Удорожание российского горячекатаного проката более чем на $120 за т, которое могло бы его полностью нивелировать, выглядит в обозримом будущем крайне маловероятным, чтобы ни творилось в Китае. Даже если он превратится в нетто-импортера стали (что, кстати, возможно, но не быстро), есть еще конкуренты, высокие затраты на логистику и влияние коронавируса.
Наконец, в западных странах проявляют все большее беспокойство по поводу ускорения инфляционных процессов и вопрос о некотором закручивании «денежного краника» там, по крайней мере, уже ставится. Правда, с другой стороны, в США нижняя палата Конгресса утвердила программу инфраструктурного строительства с бюджетом в $550 млрд. Когда за нее проголосуют в Сенате, это будет серьезный инфляционный толчок, так что ситуация очень не однозначная.
Итак, если подытожить, в августе на мировом рынке стали весьма вероятен умеренный рост цен на листовой прокат, а также заготовку под влиянием китайской политики. Ограничениями для него будут слабый спрос за пределами Китая и конкуренция между поставщиками. Эти же факторы помешают российским компаниям существенно поднять внешние котировки и нарастить экспортные поставки. Внутренние цены в России будут находиться выше экспортного паритета, с учетом пошлин. Но насколько выше — вопрос дискуссионный. Это покажет конкретная практика ближайших нескольких недель.
Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»