Минфин России, ФАС России и Федеральное казначейство уверены, что знают, как рейтинговать предпринимателей
11
марта 2020 г. в Совете Федерации на круглом столе прошло обсуждение проекта федерального закона «О внесении изменений в
Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе» в части введения системы
рейтингования предпринимателей.
Законопроект предусматривает присуждение в
автоматическом режиме на базе ЕИС рейтинга участнику закупки в зависимости от
объема освоенных государственных средств и количества реализованных
государственных контрактов (с соответствующей частью законопроекта можно
ознакомиться ниже). В круглом столе от Деловой России (Комитет по торгам) также
принял участие Андрей Зеленин, генеральный директор ООО «Рейтинговое
агентство Русмет». Слово давали лишь госорганам, включая госзаказчиков и
тяжеловесам госзакупок, в связи с чем, все обсуждение свелось по сути к
лозунгам: «ах, какой же это замечательный законопроект!». Были и оппоненты в
лице Минэкономразвития России. Собственно по рейтингу предпринимателей
замечаний никаких не было. Тем самым, судьба большинства бизнесменов в нашем
государстве опять решалась сверху.
Практически под занавес круглого стола Антон Гетта, Депутат
Госдумы от партии «Единая Россия», Член Правления Общероссийской общественной
организации «Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и
продажам», координатор проекта ОНФ "ЗА честные закупки", заявил, что ждет от законопроекта комплексного решения основных проблем в
госзакупках. Он, по его мнению, не должен содержать полумер.
По нашему мнению, законопроект как раз и является
наглядным примером паллиатива.
Так, использованный в законопроекте подход в части
рейтингования участников закупок больше похож на профанацию процесса
рейтингования. Он имеет право на существование, если мы признаем, что участники
госзакупок создаются, живут и умирают в этом процессе. В жизни это далеко не
так.
Конечно, есть фирмы, «заточенные» под госзаказ, что
возможно является особенностью бизнеса по-русски. Именно для таких компаний
предусмотренный в законопроекте рейтинг является бальзамом на сердце, так как
по сути он позволяет легализовать и усилить и без того их твердый статус «добропорядочных»
поставщиков без лишних вопросов.
Для большинства же
предпринимателей, госзакупки являются одним из способов развития бизнеса. И таких
предпринимателей большинство. Именно об их интересах мы и будем говорить, так
как на площадке Совета Федерации РФ представителю ООО «Рейтинговое агентство
Русмет» так и не предоставили.
Экономическая деятельность, а равно статусность и
бизнес активность ее участников не ограничивается областью госзакупок. В этом контексте говорить об деловой
активности, статусе, добросовестности предпринимателей в рамках выполнения
только госконтрактов является весьма односторонним, выборочным подходом.
Так в теории рейтингования предлагаемый в
законопроекте рейтинг это даже не рейтинг, а ренкинг (учет отельного фактора
при построении шкалы успешности).
Рейтинги
деловой репутации предпринимателей строятся во всем мире на экспертной оценке
рейтинговых агентств, что дает основание причислять их к результатам
интеллектуальной деятельности. В этом контексте вызывает сомнение возможность
построения адекватного рейтинга деловой активности и репутации, основанной на
автоматическом сборе и обработке данных об исполнителях госзаказа и контрактах.
Участие хозяйствующих субъектов в госконтрактах и их
взаимодействие с госсектором не может и не должно отражать объективную картину
положения того или иного субъекта предпринимательства на рынке товаров, работ и
услуг. Выстроенный на базе выполнения госконтрактов рейтинг не будет отражать
объективную картину присутствия того или иного субъекта на рынке.
Высокий отраслевой рейтинг может быть присвоен
компании и никогда не участвующей в госзакупках независимым рейтинговым агентством.
Однако при предлагаемой законопроектом системе, рейтинг такой организации будет
нулевой, что создаст препятствия для ее участия в госзаказе.
Использованный в законопроекте подход приведет к
монополизации рынка госзакупок компаниями, специализирующимися на госзакупках.
Как правило, на практике госконтракты выигрываются одними организациями
(генподрядиками), а реально исполняются другими – подрядчиками, субподрядчиками
и субсубпорядчиками. Тем самым, критерии выполнения госконтрактов никак не
будут показывать реальную степень вовлеченности исполнителей в реализации
госзаказа. В частности, прогнозируется существенный перекос в сторону придания
высокого рейтинга не реально исполнившему госконтракт исполнителю конечного
звена, а организации – непосредственного контрагента госзаказчика, по существу
– распределителя госзаказа.
Ввиду многообразия экономической деятельности вызывает
сомнение возможность присвоения уровня рейтинга деловой активности и
предпринимательской репутации только на основе объемов и количества выполнения госконтрактов. Например,
количественный фактор будет приводить к тому, что компания будет получать
высокий рейтинг за выполнение стандартных услуг (поставка продовольствия,
уборка территорий и пр.), однако компания, производящая уникальную продукцию, из-за
ограниченного спроса может отставать. Хотя по факту такая компания будет
обладать и более профессиональными специалистами и уникальными технологиями.
То же многообразие экономической деятельности требует
более дифференцированного подхода к определению деловой репутации и активности
предпринимателей. В этом направлении должны использоваться отраслевые рейтинги
и именно рейтинги данные независимыми рейтинговыми агентствами. Их применение в
госзакупках и закупках госкомпаний должно носить факультативный характер и
применяться в сферах предоставления размера обеспечительных гарантий, авансовых
платежей и прочих преференций контрагентам. Вопрос об использовании показателей
рейтинга для определения победителя закупок является дискуссионным.
Отдельно следует признать, что односторонний и
противоречивый подход в части определения участников госзакупок давно
практикуется в этой сфере, в частности, по отношению к операторам электронных
площадок (ЭТП).
Так, Правительством РФ установлен 5% барьер
проведенных на ЭТП госзакупок для признания за ЭТП статуса пригодности. Такой
подход, как и предлагаемые рейтинги, не выдерживает никакой критики.
Выбор ЭТП госзаказчиком осуществляется в случайном
порядке, произвольно. Тем самым, любые показатели также в этом случае будут
случайными. Так легко представить ситуацию, когда госзаказчики вдруг начнут
использовать только одну ЭТП. Получиться, что все другие ЭТП, на которых раннее
шли госзакупки и имеющие соответствующий функционал, станут автоматически
непригодными.
При любом значении, отнесение ЭТП к статусу участника
госзакупок при такой парадигме будут основаны не на объективных критериях, а на
случайных факторах. То есть это результат своего рода лотереи, разыгрываемой
госзаказчиками.
Похожая лотерея предлагается нам и сфере рейтингов
участников закупок. Однако участником этой лотереи будет не предприниматель (он
скорее тут выступит в роли лотерейного билета), а государство, так как высокий
рейтинг не покажет объективную картину, характеризующую предпринимателя на
рынке. Поэтому в сфере госзакупок и далее будет наблюдаться присутствие
карманных фирм, а государство будет не застраховано от активности в сфере
госзаказа «котов в мешке».
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный
закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Статья 1
Внести
в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в
сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд" следующие изменения:
часть 1 статьи 3 дополнить пунктом 21
следующего содержания:
«21) Рейтинг деловой
репутации участника закупки - совокупная оценка опыта участника закупки,
сведения о котором внесены в единый реестр участников закупок, ведение которого
предусмотрено статьей 24.2 настоящего Федерального закона на основе данных об
исполнении контрактов (договоров), заключенных в соответствии с настоящим
Федеральным законом, Федеральным законом
от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными
видами юридических лиц», определяемая посредством единой информационной системы
в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»;
в части 4 статьи
16 слова «пунктом 7 части 2, статьи 83, пунктом 3 части 2, статьи 83.1»
исключить;в статьи 24:
а) в части 2 1 слова «двухэтапный конкурс», «запрос
предложений» исключить;
б) в части 2.1 слова «двухэтапный конкурс», «запрос
предложений» исключить;
4) статью 24.2 дополнить
частью 10.1 следующего содержания:
«10.1. Правительство
Российской Федерации устанавливает правила формирования посредством единой
информационной системы рейтинга участников закупки, сведения о которых внесены
в единый реестр участников закупок. Правила формирования рейтинга должны
предусматривать присвоение высокого, среднего и низкого рейтингов на основе
информации об исполнении контрактов (договоров), заключенных в соответствии с
настоящим Федеральным законом, которая содержится в реестре контрактов.
Информация о рейтинге участника закупки включается в единый реестр участников
закупки и доступна для ознакомления.»;
5) в пункте 1 части 1 статьи
30 слова «двухэтапный конкурс», «, запросов предложений» исключить;
6) часть 2.1 статьи 31
изложить в следующей редакции:
«При проведении конкурентных способов определения
поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением закупок отдельных видов
товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской
Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей
статьи, к участникам закупки устанавливается требование о наличии опыта
исполнения контракта (договора) (с учетом правопреемства), исполненного в
соответствии с настоящим Федеральным законом или Федеральным законом «О
закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в случае,
если начальная (максимальная) цена контракта превышает размер, установленный
Правительством Российской Федерации. Такой контракт (договор) должен быть
исполнен за последние три года до даты подачи заявки на участие в закупке, и
его цена должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной)
цены контракта, указанной в извещении, документации об осуществлении закупки.
При этом должны отсутствовать неисполненные поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
требования об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных в соответствии с
настоящим Федеральным законом, по такому контракту (договору). Участником
закупки может быть представлена информация, содержащаяся в реестре контрактов,
заключенных заказчиками, или реестре договоров, заключенных заказчиками по
результатам закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц», либо копия контракта
(договора) и акта (актов), подтверждающих его исполнение.»;