Главные новости
«Норникель» и Angara Security объединяют усилия в области информационной безопасности
29 апреля 2025
0
Новости компаний
MIR-EXPO 2025: Интервью с представителем компании «Промышленные технологии рециклинга металлов» Владимиром Геря
29 апреля 2025
34
Мероприятия
MIR-EXPO 2025: Интервью с заведующим кафедрой цветных металлов МИСИС Вадимом Тарасовым
29 апреля 2025
54
Мероприятия
Совет директоров ММК рекомендовал годовому заседанию общего собрания акционеров не выплачивать дивиденды за 2024 год
29 апреля 2025
38
Новости компаний
12 марта 2020
229

Минфин России, ФАС России и Федеральное казначейство уверены, что знают, как рейтинговать предпринимателей

11

марта 2020 г. в Совете Федерации на круглом столе прошло обсуждение проекта федерального закона «О внесении изменений в

Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе» в части введения системы

рейтингования предпринимателей.

Законопроект предусматривает присуждение в

автоматическом режиме на базе ЕИС рейтинга участнику закупки в зависимости от

объема освоенных государственных средств и количества реализованных

государственных контрактов (с соответствующей частью законопроекта можно

ознакомиться ниже). В круглом столе от Деловой России (Комитет по торгам) также

принял участие Андрей Зеленин, генеральный директор ООО «Рейтинговое

агентство Русмет». Слово давали лишь госорганам, включая госзаказчиков и

тяжеловесам госзакупок, в связи с чем, все обсуждение свелось по сути к

лозунгам: «ах, какой же это замечательный законопроект!». Были и оппоненты в

лице Минэкономразвития России. Собственно по рейтингу предпринимателей

замечаний никаких не было. Тем самым, судьба большинства бизнесменов в нашем

государстве опять решалась сверху.

Практически под занавес круглого стола Антон Гетта, Депутат

Госдумы от партии «Единая Россия», Член Правления Общероссийской общественной

организации «Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и

продажам», координатор проекта ОНФ "ЗА честные закупки", заявил, что ждет от законопроекта комплексного решения основных проблем в

госзакупках. Он, по его мнению, не должен содержать полумер.

По нашему мнению, законопроект как раз и является

наглядным примером паллиатива.

Так, использованный в законопроекте подход в части

рейтингования участников закупок больше похож на профанацию процесса

рейтингования. Он имеет право на существование, если мы признаем, что участники

госзакупок создаются, живут и умирают в этом процессе. В жизни это далеко не

так.

Конечно, есть фирмы, «заточенные» под госзаказ, что

возможно является особенностью бизнеса по-русски. Именно для таких компаний

предусмотренный в законопроекте рейтинг является бальзамом на сердце, так как

по сути он позволяет легализовать и усилить и без того их твердый статус «добропорядочных»

поставщиков без лишних вопросов.

Для большинства же

предпринимателей, госзакупки являются одним из способов развития бизнеса. И таких

предпринимателей большинство. Именно об их интересах мы и будем говорить, так

как на площадке Совета Федерации РФ представителю ООО «Рейтинговое агентство

Русмет» так и не предоставили.

Экономическая деятельность, а равно статусность и

бизнес активность ее участников не ограничивается областью госзакупок. В этом контексте говорить об деловой

активности, статусе, добросовестности предпринимателей в рамках выполнения

только госконтрактов является весьма односторонним, выборочным подходом.

Так в теории рейтингования предлагаемый в

законопроекте рейтинг это даже не рейтинг, а ренкинг (учет отельного фактора

при построении шкалы успешности).

Рейтинги

деловой репутации предпринимателей строятся во всем мире на экспертной оценке

рейтинговых агентств, что дает основание причислять их к результатам

интеллектуальной деятельности. В этом контексте вызывает сомнение возможность

построения адекватного рейтинга деловой активности и репутации, основанной на

автоматическом сборе и обработке данных об исполнителях госзаказа и контрактах.

Участие хозяйствующих субъектов в госконтрактах и их

взаимодействие с госсектором не может и не должно отражать объективную картину

положения того или иного субъекта предпринимательства на рынке товаров, работ и

услуг. Выстроенный на базе выполнения госконтрактов рейтинг не будет отражать

объективную картину присутствия того или иного субъекта на рынке.

Высокий отраслевой рейтинг может быть присвоен

компании и никогда не участвующей в госзакупках независимым рейтинговым агентством.

Однако при предлагаемой законопроектом системе, рейтинг такой организации будет

нулевой, что создаст препятствия для ее участия в госзаказе.    

Использованный в законопроекте подход приведет к

монополизации рынка госзакупок компаниями, специализирующимися на госзакупках.

Как правило, на практике госконтракты выигрываются одними организациями

(генподрядиками), а реально исполняются другими – подрядчиками, субподрядчиками

и субсубпорядчиками. Тем самым, критерии выполнения госконтрактов никак не

будут показывать реальную степень вовлеченности исполнителей в реализации

госзаказа. В частности, прогнозируется существенный перекос в сторону придания

высокого рейтинга не реально исполнившему госконтракт исполнителю конечного

звена, а организации – непосредственного контрагента госзаказчика, по существу

– распределителя госзаказа.

Ввиду многообразия экономической деятельности вызывает

сомнение возможность присвоения уровня рейтинга деловой активности и

предпринимательской репутации только на основе объемов и количества  выполнения госконтрактов. Например,

количественный фактор будет приводить к тому, что компания будет получать

высокий рейтинг за выполнение стандартных услуг (поставка продовольствия,

уборка территорий и пр.), однако компания, производящая уникальную продукцию, из-за

ограниченного спроса может отставать. Хотя по факту такая компания будет

обладать и более профессиональными специалистами и уникальными технологиями.

То же многообразие экономической деятельности требует

более дифференцированного подхода к определению деловой репутации и активности

предпринимателей. В этом направлении должны использоваться отраслевые рейтинги

и именно рейтинги данные независимыми рейтинговыми агентствами. Их применение в

госзакупках и закупках госкомпаний должно носить факультативный характер и

применяться в сферах предоставления размера обеспечительных гарантий, авансовых

платежей и прочих преференций контрагентам. Вопрос об использовании показателей

рейтинга для определения победителя закупок является дискуссионным.

Отдельно следует признать, что односторонний и

противоречивый подход в части определения участников госзакупок давно

практикуется в этой сфере, в частности, по отношению к операторам электронных

площадок (ЭТП).

Так, Правительством РФ установлен 5% барьер

проведенных на ЭТП госзакупок для признания за ЭТП статуса пригодности. Такой

подход, как и предлагаемые рейтинги, не выдерживает никакой критики.

Выбор ЭТП госзаказчиком осуществляется в случайном

порядке, произвольно. Тем самым, любые показатели также в этом случае будут

случайными. Так легко представить ситуацию, когда госзаказчики вдруг начнут

использовать только одну ЭТП. Получиться, что все другие ЭТП, на которых раннее

шли госзакупки и имеющие соответствующий функционал, станут автоматически

непригодными.

При любом значении, отнесение ЭТП к статусу участника

госзакупок при такой парадигме будут основаны не на объективных критериях, а на

случайных факторах. То есть это результат своего рода лотереи, разыгрываемой

госзаказчиками.  

Похожая лотерея предлагается нам и сфере рейтингов

участников закупок. Однако участником этой лотереи будет не предприниматель (он

скорее тут выступит в роли лотерейного билета), а государство, так как высокий

рейтинг не покажет объективную картину, характеризующую предпринимателя на

рынке. Поэтому в сфере госзакупок и далее будет наблюдаться присутствие

карманных фирм, а государство будет не застраховано от активности в сфере

госзаказа «котов в мешке».     

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный

закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для

обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Статья 1

Внести

в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в

сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных

нужд" следующие изменения:

 часть 1 статьи 3 дополнить пунктом 21

следующего содержания:

«21) Рейтинг деловой

репутации участника закупки - совокупная оценка опыта участника закупки,

сведения о котором внесены в единый реестр участников закупок, ведение которого

предусмотрено статьей 24.2 настоящего Федерального закона на основе данных об

исполнении контрактов (договоров), заключенных в соответствии с настоящим

Федеральным законом,  Федеральным законом

от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными

видами юридических лиц», определяемая посредством единой информационной системы

в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»;

в части 4 статьи

16 слова «пунктом 7 части 2, статьи 83, пунктом 3 части 2, статьи 83.1»

исключить;в статьи 24:

а) в части 2 1 слова «двухэтапный конкурс», «запрос

предложений» исключить;

б) в части 2.1 слова «двухэтапный конкурс», «запрос

предложений» исключить;

4) статью 24.2 дополнить

частью 10.1 следующего содержания:

«10.1. Правительство

Российской Федерации устанавливает правила формирования посредством единой

информационной системы рейтинга участников закупки, сведения о которых внесены

в единый реестр участников закупок. Правила формирования рейтинга должны

предусматривать присвоение высокого, среднего и низкого рейтингов на основе

информации об исполнении контрактов (договоров), заключенных в соответствии с

настоящим Федеральным законом, которая содержится в реестре контрактов.

Информация о рейтинге участника закупки включается в единый реестр участников

закупки и доступна для ознакомления.»;

5) в пункте 1 части 1 статьи

30 слова «двухэтапный конкурс», «, запросов предложений» исключить;

6) часть 2.1 статьи 31

изложить в следующей редакции:

«При проведении конкурентных способов определения

поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением закупок отдельных видов

товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской

Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей

статьи, к участникам закупки устанавливается требование о наличии опыта

исполнения контракта (договора) (с учетом правопреемства), исполненного в

соответствии с настоящим Федеральным законом или Федеральным законом «О

закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в случае,

если начальная (максимальная) цена контракта превышает размер, установленный

Правительством Российской Федерации. Такой контракт (договор) должен быть

исполнен за последние три года до даты подачи заявки на участие в закупке, и

его цена должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной)

цены контракта, указанной в извещении, документации об осуществлении закупки.

При этом должны отсутствовать неисполненные поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

требования об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных в соответствии с

настоящим Федеральным законом, по такому контракту (договору). Участником

закупки может быть представлена информация, содержащаяся в реестре контрактов,

заключенных заказчиками, или реестре договоров, заключенных заказчиками по

результатам закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров,

работ, услуг отдельными видами юридических лиц», либо копия контракта

(договора) и акта (актов), подтверждающих его исполнение.»;

Рубрики
Мнения экспертов
12 марта 2020
229
ФАС России
№ 44-ФЗ
ЕИС
Минфин России
Федеральное казначейство
Андрей Зеленин
Антон Гетта
госзакупки
Деловая Россия
Вы видите только часть этого материала

Подробнее с тарифом можно ознакомиться по номеру +7 495 000-51-51 или написать на почту test@yandex.ru

рубрика
Мнения экспертов

Полезное

Rusmet Expert

Что такое Rusmet Expert ?

Читать подробнее

Холдинг «Технодинамика» Госкорпорации Ростех успешно завершил баллистические испытания бронекерамики, которая может использоваться для защиты личного состава, сухопутной, воздушной и морской техники в составе композитной брони Холдинг «Технодинамика» Госкорпорации Ростех успешно завершил

Подробнее с тарифом можно ознакомиться по номеру +7 495 000-51-51 или написать на почту test@yandex.ru

Подписаться на рассылку

Получайте самые новые новости одним из первых, с помощью нашей рассылки.

Материалы по теме