Металлолом отворачивается от вагонов
На сети продолжает снижаться погрузка лома черных металлов. С начала года спад к прошлогоднему уровню по данной номенклатуре составил 11%. При этом железнодорожный транспорт теряет объемы перевозки в конкуренции с автомобильным. Ситуация обсуждалась на конференции «Грузоперевозки для промышленности: металлы, лом, щебень, зерно, песок».
Причины оттока
По итогам 2024 года погрузка лома на сети РЖД может сократиться с прошлогодних 13,7 млн до 11,5 млн т, дает оценку руководитель направления аналитики и исследований в сфере металлургии и металлургического сырья ООО «РА Русмет» Алексей Чижиков.
Сокращение погрузки лома черных металлов на железнодорожном транспорте, в частности, подтверждает исполнительный директор СРО «Ассоциация “Промжелдортранс”» Александр Маняхин, хотя данная тенденция беспокоит и по другим видам грузов. Например, за последние 10 лет доля отправок цемента с участием железнодорожников сократилась с 61 до 39%.
«Мы сегодня являемся свидетелями того, что отток грузов на автомобильный транспорт, действительно, увеличивается. Это видим из текущей динамики работы с контрагентами. Если, начиная с 2020 года, у нас количество притока/оттока контрагентов было примерно одинаковое, то в 2023 году это соотношение изменилось в худшую сторону. То есть контрагентов, которые приходят к нам, значительно меньше, чем тех, кто уходит», – рассказал А. Маняхин.
Как показал анализ, в 85% случаев клиенты уходят к автоперевозчикам (еще 13% оттока произошло по причине закрытия бизнеса). Из тех, кто обращается к услугам предприятий, входящих в «Промжелдортранс», в 92% – это новый бизнес. Еще 6% компаний в своей логистике традиционно используют автотранспорт, но прибегают к возможностям железнодорожников в свете изменения плеча доставки грузов.
Однако общей ситуации это не спасает. За последние 5 лет потери погрузки по предприятиям промышленного железнодорожного транспорта составили 19%.
Среди представителей бизнеса был проведен опрос, почему автомобильный вид транспорта становится предпочтительнее железнодорожного. На первое место вышла прогнозируемость доставки груза.
Во многом это является следствием растущего оборота вагона. Причем бизнес все чаще сталкивается со сверхнормативным простоем парка. Если в 2022 году таких было 67% предприятий, то в 2023-м – 87%.
«На сегодняшний день, к сожалению, клиент не может спрогнозировать, когда он получит груз», – подчеркнул А. Маняхин.
Между тем у автомобилистов также существуют свои трудности. Одна из тех, которая на слуху, – дефицит кадров. При этом в перевозках металлолома найти опытного водителя очень не просто, отмечает руководитель направления по логистике ГК «Сириус» Анна Сухорукова. «Они знают ГОСТ, знают еще ТУ (техусловия – прим. ред.) заводов, куда везем груз. Они осуществляют не только услуги водителя, но еще экспедиторские услуги, зная нормативную базу по металлолому», – уточнила менеджер.
Как улучшить ситуацию?
На услуги более чем 70% ППЖТ тариф устанавливает государство, но его можно снизить, говорит исполнительный директор ассоциации «Промжелдортранс».
Для этого нужно провести ревизию действующих требований, которые распространяются на железнодорожные предприятия необщего пользования, выявить те требования, которые сказываются на удорожании себестоимости услуг, но не влияют на безопасность движения поездов.
По словам А. Маняхина, один из показательных примеров – ст. 21 ФЗ №257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности», согласно которому сегодня владелец путей необщего пользования за свой счет должен содержать участок автодороги, примыкающий к железнодорожным переездам. «Для нас это большая проблема, мы увеличиваем свои расходы», – пояснил он.
В качестве других мер, которые повысят конкурентоспособность ППЖТ, – оптимизация технологических процессов, внедрение инструментов цифровизации. Стоит в целом вопрос изменения системы взаимоотношений участников перевозки, включая РЖД, от степени решения которого будет ухудшаться или улучшаться ситуация с железнодорожной погрузкой.
Если же вернуться непосредственно к отправкам металлолома, то, отмечает А. Чижиков, профессиональному сообществу целесообразно создать рабочую группу с РЖД для оперативного решения ряда вопросов. Необходимо, в частности, пересмотреть железнодорожные тарифы на транспортировку данного вида груза, стимулировать развитие контейнерных перевозок совместно с заводами-потребителями сырья, пересмотреть политику по лимитированию грузопотоков по Октябрьской магистрали и другим направлениям, а также не допустить дальнейшего ужесточения мер регулирования экспорта лома черных металлов.