Nissan выбрал подороже
Nissan стал вторым японским автопроизводителем,
приступившим к строительству своего завода в России. Соглашение о
промышленной сборке автомобилей в промзоне Каменка Санкт-Петербурга
компания подписала еще год назад и все это время разрабатывала проект и
определяла свою стратегию на российском рынке. В воскресенье Nissan
заложил первый камень в фундамент своего питерского завода и наконец
объявил, какие модели будут производиться в России. Выбор пал на
автомобили верхнего ценового сегмента -- представительскую Nissan Teana
и кроссовер X-Trail. Недаром губернатор Валентина Матвиенко
порекомендовала присутствующему на закладке первому вице-премьеру
Сергею Иванову копить деньги на покупку первой машины, которая сойдет с
конвейера в 2009 году.Выбор моделей неслучаен. Один из основных
конкурентов Nissan, компания Toyota, оценив российский рынок, летом
прошлого года приступила к строительству, тоже в Петербурге, своего
автозавода для сборки автомобиля представительского класса Camry. При
этом обе компании планируют собирать минимум от 50 тыс. машин в год,
опровергая оценки аналитиков о том, что Россия -- рынок для бюджетных
моделей стоимостью около 15 тыс. долл. И Toyota, и Nissan собираются
производить автомобили ценой в два-три раза дороже. Это говорит о том,
что оба ведущих японских автопроизводителя очень высоко оценивают
российский рынок не только с точки зрения роста, который увеличился в
прошлом году в два раза, а по прогнозам в 2007--2008 годах тенденция
только усилится, но и с точки зрения рентабельности: дорогие автомобили
продавать выгоднее. В Минэкономразвития и в правительстве Ленинградской
области, где Ford собирает Focus с 2002 года, предупреждают, что и
американский производитель вот-вот последует примеру японцев и поставит
на конвейер более дорогой Ford Mondeo.Пока неизвестно, каким
образом Nissan будет решать важнейшую для иностранных
автопроизводителей проблему локализации производства: по соглашению с
Минэкономразвития иностранцы должны закупать у российских
производителей до 30% комплектующих. И если Toyota приводит в Россию
своих традиционных японских поставщиков, то Nissan пока еще не сообщал
о том, у кого он будет закупать узлы и детали. Представители компании
лишь предполагают, что, возможно, смогут уговорить некоторых своих
партнеров прийти на стремительно растущий российский рынок и открыть
здесь производство.В то же время уже известно, что мировой
металлургический гигант Corus собирается открыть под Питером завод по
производству стального листа для автопрома, а его партнер Stadco будет
штамповать из него детали кузовов. Известно и то, что в МЭРТ
разрабатывали условия режима промсборки для «иностранцев» в расчете
отнюдь не на металлургов, которых и в России достаточно, а на
производителей коробок передач, двигателей, бортовой электроники и
других высокотехнологичных изделий. Подобных компаний в очереди за
земельными участками под строительство производств в России пока не
наблюдается.Но все это не лишает Nissan оптимизма: вкладывая
200 млн долл. в первую очередь завода, концерн не собирается
останавливаться на достигнутом и, глядя на 82-процентный рост продаж
своих автомобилей в России в первом полугодии, планирует расширять
производство после 2009--2010 годов. Сколько автомобилей в итоге будет
собираться в Петербурге, исполнительный вице-президент компании Карлос
Таварес не сказал, оговорившись, что это будет зависеть от ситуации на
рынке. Но известно, что все машины, сошедшие с конвейера питерского
завода, будут проданы на российском рынке, где Nissan собирается
утроить количество дилеров, доведя его до ста.