"Норникель" & ICBC Standard Bank: Палладий после дефицита '20 увидит баланс '21
!["Норникель" & ICBC Standard Bank: Палладий после дефицита '20 увидит баланс '21 "Норникель" & ICBC Standard Bank: Палладий после дефицита '20 увидит баланс '21](/upload/resize_cache/iblock/966/o3v0m6ezi2wt20q42j51izgrhaf9coca/650_800_1/shutterstock_1660859743.jpg)
ГМК "Норильский никель" по итогам 2020 года на фоне распространения COVID-19 и возможных последствий прогнозирует дефицит на рынке палладия, который уже более 10-ти лет находится в таком состоянии, говорится в обзоре, подготовленном компанией и экспертами ICBC Standard Bank.
Изначально компания вместе с экспертами прогнозировали профицит предложения в текущем году, позднее - баланс, а теперь - дефицит, что в целом не меняет картину на этом рынке.
Пандемия COVID-19 повлияла как на предложение, так и на спрос платиноидов, затронув всю цепочку, - от рудников и сборщиков металлолома до автомобильных заводов, и теперь "Норникель" считает, что в 2020 году на мировом рынке палладия будет дефицит в 400 тысяч унций, это после того, как еще в августе компания предполагала баланс между спросом и предложением.
"Этот год далек от баланса, - заявил в ходе Дня инвестора компании директор департамента маркетинга "Норникеля" Антон Берлин. - Но в следующем году мы действительно ожидаем значительного профицита. Однако мы должны сказать, что значительная часть профицита, скорее всего, будет поглощена инвестиционным спросом, как это происходило в предыдущие годы".
Промышленность. Как отметил Берлин, промышленное производство - это маленькая часть мировой экономики, но за ним стоит наблюдать, чтобы понимать, что происходит с потреблением металлов. "Мы видели интенсивное восстановление в Китае, что важно для рынка, так как страна является крупнейшим потребителем всей корзины металлов на планете с долей, превышающей 50%", - отметил он.
По его словам, автомобилестроение становится очень важным сектором для драгоценных и цветных металлов, где все больше используется электротехнической инфраструктуры. "Этот год, на наш взгляд, чрезвычайно сложный для автомобилестроения, а кризис - самым тяжелым, который отрасль когда-либо испытывала. Мы находимся на пути к выздоровлению. В конце этого года продажи становятся активнее, но, вероятно, пройдет время, прежде чем мы вернемся к докризисной траектории этого рынка. Скорее всего только в 2022 году", - утверждает Берлин.
Автомобилестроение доминирует в использовании палладия с долей более 80%. "Таким образом, очевидно, что снижение спроса на автомобили негативно отразилось на его потреблении, но это частично было компенсировано бо՛льшим количеством палладия в каждой отдельной машине на фоне глобального ужесточения экологических требованиях по выбросам", - сообщил Берлин.
По данным "Норникеля", в январе-октябре мировой спрос на автомобили снизился на 17%, что очень хорошо, если учесть, что месячные падения за апрель и май составляли 50-70%. Это можно считать началом восстановления. А ожидания в отношении неизбежно появившейся вакцины, вселяют надежду на то, что рынок сможет очень быстро вернуть большую часть потерь, вызванных пандемией.
В 2021 году производство автомобилей вырастет на 15%, что почти нивелирует утраты 2020 года, считают в LMCA - главном эксперте в области прогнозов по продажам и производству автомобилей.
Спад текущего года в автопроме привел к сокращению потребления палладия и платины на 14% и 21% соответственно. "Наши оценки показывают, что использование палладия в отрасли полностью восстановится в 2021 году. Ожидаемые темпы роста - на 15% в 2021 году за счет восстановления продаж автомобилей и ужесточения экологических норм", - надеется компания.
Основной риск для этого прогноза исходит от возможной более глубокой и продолжительной второй волны пандемии, а также от задержек с вакцинацией, что приведет к сильному экономическому спаду, который приведет к устойчивой рецессии и высокому уровню безработицы. Эти факторы, несомненно, сократят продажи автомобилей. "Если это произойдет, мы предполагаем, что полное восстановление рынка возможно позднее - в 2022 году", - отмечают в ICBC Standard Bank.
Замена палладия на платину. Ранее в этом году некоторые южноафриканские горнодобывающие компании, а также гиганты автопрома, заявляли о наличии технологии, которая способна заменить часть палладия платиной. Эта технология может быть реализована некоторыми американскими производителями оборудования для нескольких платформ внедорожников и грузовиков, и в настоящее время они тестируют это решение. При положительном результате, новые технологии могут найти применение в моделях 2023-2024 годов, и способны заменять до 30% палладия.
"Это означает 100-200 тысяч унций, при условии, что до 50% платформ будет преобразовано, или 200-400 тысяч унций, если все изготовители перейдут на новые технологии, что маловероятно", - отмечают эксперты.
Также циркулируют слухи, что несколько китайских производителей проводят испытания аналогичного оригинального оборудования, но масштабы еще не определены. Как сообщалось Производители сталкиваются с рядом проблем, которые ограничивают замещение палладия платиной, а именно: это высокотемпературная рабочая среда современных двигателей, где платина имеет тенденцию спекаться и терять свои каталитические свойства. В наличии также другие технические проблемы.
По мнению "Норникеля", замена палладия платиной основана на предположении, что в мире накоплено много платины, доступной немедленно. Однако существует риск того, что доступность металла из платиновых ETF и других резервов для промышленности переоценена и может быть ограничена.
Кроме того, предложение платины смещено в сторону Южной Африки и находится в состоянии стагнации, тогда как предложение палладия географически более диверсифицировано. Эти факторы приводят к осторожному подходу производителей к потенциалу замещения.
Ювелирный сектор. Палладий используется в украшениях для получения сплавов белого золота, а также в чистом виде - например, в обручальных кольцах. В течение 2020 года потребление палладия ювелирами продолжало снижаться (-19%, до 220 тысяч унций), в первую очередь это связано с глобальным падением спроса. "Принимая во внимание разницу в цене на золото и платину, мы не ожидаем, что спрос на палладиевые ювелирные изделия начнет расти в ближайшие несколько лет", - говорится в обзоре.
Предложение. Ожидается, что в 2020 году мировое производство первичного аффинированного палладия (добыча) сократится на 12% до 6,2 млн унций из-за наращивания запасов в незавершенном производстве, вызванного перебоями на фоне COVID-19, включая остановку конвертеров Amplats. "В следующем году мы ожидаем, что мировое производство аффинированного палладия вырастет на 17% до 7,3 млн унций.
В соответствии с планами "Норникеля", в России производство первичного палладия в текущем году составит 2,6-2,8 млн унций.
Проекты РФ. Потенциал новых проектов: Мончетундра, Волчетундра и Федорова тундра, остается неоднозначным из-за неопределенности финансирования. Однако ситуация может измениться, поскольку Федорова тундра недавно была выкуплена "Ростехом" - российской государственной промышленной корпорацией с широким доступом к капиталу. Согласно заявлению правительства Мурманской области, новые собственники планируют запустить проект к 2027 году. Его минеральные запасы оцениваются в 300 тонн палладия. Проект потребует около 800 млн долларов инвестиций. После выхода на стабильный уровень добычи Федорова тундра будет готова производить 5 тонн платины и 15 тонн палладия. "Однако мы не ожидаем, что это произойдет в ближайшем будущем", - заявили эксперты "Норникеля".
Вестник Золотопромышленника