Перспективы кооперации России и стран Юго-Восточной Азии в сфере логистики и расчётов
Ранее мы отметили, что объем сотрудничества России со странами Азии значительно возрос и имеет многообещающие перспективы. Подробная дискуссия об этом состоялась на сессии «Россия – АСЕАН» (Ассоциации государств Юго-Восточной Азии) на Восточном экономическом форуме. Основные сложности при реализации данного потенциала связаны с взаиморасчетами и логистикой; наши восточные партнеры в ряде случаев также недостаточно информированы относительно позитивных перспектив такого сотрудничества, некоторые из них ориентируются на ложные и устаревшие стереотипы.
По словам члена Коллегии (министра) по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Гоара Барсегяна, объем взаимной торговли государств-членов ЕАЭС со странами-участницами АСЕАН в 2023 году превысил 27 млрд долларов и имеет значительный потенциал роста.
В то же время президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин полагает, что на первый план выходят вопросы, связанные с взаиморасчетами, в связи с давлением со стороны прежде всего США и их западных союзников, нацеленных на ограничение возможностей нашей страны. Руководитель Палаты признает, что это сказывается и на наших партнерах.
Министр по делам гостиничного хозяйства и туризма Республики Союз Мьянма Тхет Тхет Кхайн утверждает, что основное требование времени – создание и гармонизация соответствующих регуляторных баз и стандартов, упрощение торговых процедур между нашими странами.
Другая ключевая проблема сотрудничества – ограниченная логистика. В этой связи, вице-президент по линейно-логистическому дивизиону FESCO Герман Маслов отмечает, что компания создала прямую линию, в частности, между Вьетнамом и портом Владивосток. Представитель FESCO наблюдает огромный интерес грузоотправителей к этому сервису, которого раньше не существовало. В результате, грузоперевозчик собирает грузы из разных стран Юго-Восточной Азии, причем почти во всех странах АСЕАН компания имеет собственные представительства. Таким образом, FESCO в состоянии отправить грузы практически из любой страны в Россию и из России в эти страны через Вьетнам, который сейчас работает как логистический хаб.
Министр ЕЭК Гоар Барсегян подчеркивает, что Вьетнам стал первой страной, с которой ЕАЭС подписал соглашение о Зоне свободной торговли (ЗСТ). Положительный опыт Вьетнама придал необходимый импульс, и в 2022 году Евразийская комиссия приступила к переговорам с другим членом ассоциации – Индонезией; установлены отношения с правительствами государств-членов АСЕАН: Камбоджи, Индонезии, Мьянмы, Таиланда, Сингапура. Подписаны меморандумы и активно развивается диалог, в том числе с участием бизнеса.