«Росатом» подготовит федеральный проект по развитию Северного морского пути
Участники форума «Арктика – регионы», который прошел в Архангельске, обсудили стратегии развития Арктических регионов и Северного морского пути (СМП), а также обозначили существующие проблемы в судостроении, логистике и грузоперевозках.
Как подчеркнул губернатор Архангельской области Александр Цыбульский, современное понимание Арктики тесно связано с экономическими возможностями, которые предоставляет СМП.
Госкорпорация «Росатом» планирует утвердить федеральный проект, ориентированный на развитие Большого СМП, который в основном будет заниматься транспортировкой грузов между Санкт-Петербургом, Калининградом и Владивостоком.
По словам спецпредставителя «Росатома» по вопросам развития Арктики и зампредседателя одноименной госкомиссии Владимира Панова, развитие БСМП может принести больше выгоды, чем Восточный полигон с его железными дорогами. Потенциал грузоперевозок у Большого северного пути напрямую зависит от наличия необходимой инфраструктуры глубоководных портов, грузового флота и ледоколов, и в данный момент «Росатом» как раз наращивает эти мощности.
Например, в рамках проекта «Восток Ойл» производится дноуглубление в порту Бухта Север. Похожие работы готовятся для Сырадасайского месторождения, чтобы в терминале могли приниматься суда с дедвейтом до 100 тысяч тонн. В Певеке создается терминал для размещения плавучих энергетических установок, предназначенных для обеспечения электроэнергией Баимского горно-обогатительного комбината. Прогнозируемый рост грузовых перевозок указывает на необходимость добавить еще четыре атомных ледокола. По словам Владимира Панова, к 2035 году планируется увеличить их количество до 18.
Международная логистика испытывает трудности из-за глобальных кризисов, тем не менее, контейнерные перевозки по СМП постепенно увеличиваются. В этом году NewnewShipping Line выполнит 10 рейсов между Архангельском и Китаем, что указывает на растущий интерес к этому маршруту. Управляющий директор Ке Цзинь выразил уверенность, что в ближайшие 10-20 лет СМП соединит Китай, Японию, Корею, Юго-Восточную Азию и Европу. Однако сейчас необходимо ускорить строительство глубоководного порта в Архангельске и увеличить возможности железной дороги. У этих проектов уже появились потенциальные инвесторы. Кроме того, еще одна китайская компания обратилась в «Росатом» с запросом на рейсы, проявила интерес и Индия.
Отметим, что развитие в настоящий момент получили и каботажные субсидируемые рейсы. В 2024 году их запланировано три, причем первый уже выполняется. В рамках форума прозвучало сомнение в отношении экономической целесообразности. По мнению некоторых экспертов, субсидирование прекратится, как только появится устойчивая грузовая база, поэтому после 15 лет рейсов необходимо выйти на окупаемость.
В этом году «Росатом» собирается расширить программу субсидируемых перевозок по Сибирскому морскому пути, добавив пробный рейс по Енисею до Дудинки. На этом этапе грузы будут перегружаться на суда арктического класса и отправляться в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Цель пилотного рейса — оценить возможную экономическую эффективность, и в случае положительных результатов «Росатом» обратится к правительству России за поддержкой. Также важно будет выявить проблемы и проработать решения, связанные с маршрутом.
Таким образом, «Росатом» надеется установить новый рекорд грузоперевозок в этом году — около 40 млн тонн, тогда как в прошлом году было перевезено 36,25 млн тонн.
На форуме также обсудили ключевые проекты в Архангельске и Мурманске. В числе приоритетных — создание порта с глубинами более 14 м в Архангельском торговом порту, что позволит принимать суда «Панамакс». Мурманский порт тоже развивается: в конце года завершается строительство порта Лавна с мощностью до 24 млн тонн. Заместитель гендиректора ОСК Василий Бойцов предложил идеи для российской судостроительной отрасли, включая разработку судов на водородном топливе и подводных установок для добычи ресурсов. Новые проекты в недропользовании изменят качество труда из-за применения передовых технологий, а также обеспечат спрос на подготовку специалистов.