Заводы не торопятся за господдержкой
Государственная поддержка очень слабо востребована промышленными предприятиями, следует из опроса Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) — в нем участвовало 140 компаний из всех федеральных округов. По его данным, всем спектром инструментов господдержки пользуются меньше трети компаний. В топ-5 институтов развития, по мнению бизнеса, вошли Фонд развития промышленности (ФРП), региональные фонды поддержки малого и среднего предпринимательства, ВЭБ, Корпорация МСП и Российский экспортный центр (РЭЦ). Самой популярной формой господдержки у промышленных компаний являются субсидии (их получают 24,1%, планируют получить 21,3%, не планируют — 54,6% опрошенных). На втором месте — пониженные налоговые ставки (применяют 15,5%, планируют воспользоваться 12,7%, не планируют — 71,8%), на третьем — госгарантии (получают 8%, планируют — 10,1%, не планируют — 81,9%). Нефинансовой поддержкой пользуются лишь 8% компаний (еще 7,2% планируют и 84,8% не планируют за ней обращаться). Самой же редкой формой господдержки являются льготные займы — получить их смогли только 4,3% респондентов (еще 15,7% планируют, а 80% и не планируют их получать). Напомним, что, к примеру, ФРП кредитует компании по ставке от 1% до 5% годовых сроком до пяти лет.
Также опрос показал низкую осведомленность бизнеса об институтах развития: хорошо осведомлены об их работе до трети респондентов, столько же вообще о них не знают. «Процедуры получения господдержки слишком забюрократизированы»,— отмечает директор РСПП по промполитике Светлана Макаревич. 44% компаний указали на слишком большое количество документов при обращении за господдержкой, 33,9% — на необходимость залога или поручительства, 33% — на избыточные требования. Четверть опрошенных считают, что заявки рассматриваются слишком долго. Так, по оценке РСПП, на то, чтобы получить льготный кредит ФРП, уходит около 150 дней (вместо 60 по регламенту).
Главные причины, по которым бизнес даже не обращается за господдержкой,— сложные процедуры ее получения и последующей отчетности (43,5%) и неадекватные требования (38%) (см. диаграмму). Решением проблемы, по мнению бизнеса, может стать унификация требований к заявкам, перевод их в электронный вид, отказ от запросов дополнительных материалов уже после подачи заявки и четкий срок ее рассмотрения.