© Rusmet.ru, 2006


Михаил Местан



В 2006 г. Нижнетагильский меткомбинат практически выдавил с российского рынка балки всех прочих производителей, заняв 87,1% рынка против 84,7% в 2005 г. При этом доля импортных поставок сократилась с 12,1% в 2005 г. до 10,1%. Остался еще ЗСМК с несколько увеличившейся (с 2,2% в 2005 г. до 2,8% в 2006 г.) долей рынка, но он, конечно, не оказывает заметного влияния на рынок.



 



Казалось бы, живи да радуйся НТМК – Солнце российского рынка балки! Но так ли хорошо живется этому монополисту, как может показаться на первый взгляд? Может ли он диктовать свои условия или вынужден подчиняться чьим-то другим правилам?



 



По итогам 7 месяцев 2006 г. российский рынок балки наконец-то переломил нисходящую тенденцию по объёмам потребления: +1,4%. Импорт балки сократился на 15% и продолжает сокращаться. Кстати, 94% импорта балки сейчас обеспечивает Украина и на фоне растущего недовольства отечественных металлургов дешевым украинским металлом возможно возведение административных барьеров на пути украинской балки. К тому же рост цен на энергоносители может привести к удорожанию и снижению конкурентоспособности украинского металла.



Но все эти приятные глазу НТМК тенденции наблюдаются на фоне трехкратного снижения объёма экспорта балки по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. Столь удручающее снижение связано, как мы уже неоднократно отмечали, с вытеснением российского сортового проката (преимущественно китайскими и восточно-азиатскими производителями) с рынков Ближнего Востока, Азии и Дальнего Востока.



И резкое увеличение поставок на другие рынки (в страны бывшего СССР, Африку, Западную Европу, Скандинавию) ни в коей мере не компенсирует, по крайней мере – пока, столь значительное сокращение экспорта на традиционные для России рынки. А ведь уже поступают сообщения о крупных инвестициях в металлургию Вьетнама. Это, как и Китай, страна с дешевой рабочей силой и климатом, сводящим к нулю необходимость отапливать цеха, очищать от снега и льда территорию предприятий, снижающим потребность в энергии для производства металла. Так что вьетнамская продукция может тоже начать теснить российскую на азиатском рынке.



Учитывая плачевную ситуацию с экспортом, производство балки на НТМК оказывается в крайней зависимости от внутреннего спроса, который, сейчас начнет неумолимо падать под влиянием сезонного фактора. Правда, мы ожидаем и падения импорта, но это и так – мизер по сравнению с объемом балки, производимым НТМК.



Резкое сокращение экспортных поставок на Ближний Восток и в Азию и практически полная зависимость от внутреннего спроса на российском рынке, обусловит, по мнению экспертов Rusmet.Ru, следующие оценочные среднемесячные показатели объемов российского рынка балки в августе-октябре 2006 г.:


Видимое потребление порядка 58,0 тыс.тн./мес. (-1,7%; -1,0 тыс.т/мес. к июлю)


Экспорт – около 20,7 тыс.тн./мес. (+27,1%; +4,0 тыс.т/мес. к июлю)


Импорт – приблизительно 9,7 тыс.тн./мес. (+9,5%; +1,0 тыс.т/мес. к июлю)


Ожидаемая среднемесячная структура поставок балки по каналам распределения в августе-октябре 2006 г.:


Прямые поставки 13,3 тыс.тн./мес. (-7,1%; -1,0 тыс.т/мес. к июлю).


Поставки через металлоторговцев 44,7 тыс.тн./мес. (-0,7%; -0,3 тыс.т/мес. к июлю).



Что касается цен на балку, их пик, видимо, уже пройден рынком, и нас ждет ускоряющееся к новому году их падение.



 



Рост цен на ключевых экспортных рынках балки, на Ближнем Востоке и в Восточной Азии, не оказывает заметного влияния на цены российского рынка, т.к. объёмы поставки российской продукции на эти рынки в 2006 г. сократились в разы. Единственный фактор, играющий на повышение цены поставки на внутренний рынок, – возросший спрос на балку по сравнению с уровнем прошлого года.



Так что не завидуйте нашим металлургам-монополистам: не так уж сладко им балансировать между Украиной на Западе и Китаем на Востоке!




Через неделю (25-26 сентября) в здании Правительства Москвы состоится большой семинар «Прогноз цен на металлопрокат, трубы и лом в 2007 году». Это уже четвертый такой семинар с 2003 г., но за прошедшие 3 года не появилось НИ ОДНОГО мероприятия, способного составить конкуренцию этому семинару ни по качеству и актуальности выступлений и получаемых участниками аналитических материалов, ни по числу и представительности участников.



Мой Вам совет: не поленитесь посетить это мероприятие! Во-первых, получите много новой и очень важной для Вашего бизнеса информации. Во-вторых, познакомитесь с интересными и известными на рынке металла людьми и предприятиями. В-третьих, сможете сами задать свои вопросы ведущим аналитикам и экспертам и тут же получить на них аргументированные и обстоятельные ответы. А уж про традиционные дискуссии на круглых столах и в кулуарах и говорить нечего – самая «живая» и, наверное, самая полезная часть программы!