В Саратове запатентовали технологию упрочнения оборудования для горноперерабатывающей промышленности
В Саратове ученые разработали новую технологию, направленную на усиление прочности дробильного оборудования, необходимого в горнодобывающей отрасли. Об этом сообщили в пресс-службе Саратовского государственного технического университета (СГТУ) имени Ю.А. Гагарина.
По словам представителей вуза, эта инновационная технология основана на лазерной обработке материалов с использованием тонкодисперсной смеси карбида вольфрама и карбида бора. Наносимые покрытия отличаются высокой износостойкостью, термостойкостью и жесткостью, что делает их подходящими для создания дробильных машин.
Конкретно речь идет об укреплении рабочих частей щековых дробилок — универсальных устройств для сжатия твердых материалов. Эти машины распространены в горнодобывающей, строительной, химической и перерабатывающей отраслях. Как подчеркивают в СГТУ, надежность и долговечность такого оборудования критически важны для промышленного развития.
Разработка защищена патентом РФ. В университете отметили, что традиционные методы термической и химико-термической обработки сложны и ограничивают возможность обработки некоторых участков. Новая методика позволяет укреплять труднодоступные поверхности оборудования.
В процессе обработки на поверхности щек дробилок наносят мелкодисперсный порошок, который изготавливается на основе карбида вольфрама или карбида бора. Затем на этот порошок воздействует лазерное излучение. Под влиянием лазерной энергии, при определённых технологических параметрах, происходит плавление или оплавление порошковых частиц, что в итоге приводит к формированию защитного покрытия.
Лазерное упрочнение может значительно увеличить срок службы рабочих частей дробилок и снизить расходы на их обслуживание. Кроме того, существует возможность упрочнения только тех областей, которые испытывают наибольшее изнашивание, в то время как остальные части остаются в своем первоначальном состоянии.
Проект был разработан доктором технических наук, заведующим кафедрой «Сварка и металлургия» Института машиностроения, материаловедения и транспорта Игорем Родионовым, а также доцентами Ириной Перинской и Любовью Куц.