Глобальная гонка за литием
Литий, ранее считавшийся нишевым продуктом, пережил метаморфозу, став важнейшим элементом мировой энергетики. Революция в сфере электромобилей, начавшаяся с Китая и охватившая Европу и Северную Америку, стала катализатором для роста производства литий-ионных аккумуляторов. Теперь это вещество, ранее известное в основном в фармацевтике, выступает движущей силой экономики будущего, нацеленной на хранение электроэнергии и отказ от ископаемых видов топлива.
По данным аналитиков, в 2016 году лишь 35% из 180000 тонн произведенного лития использовалось в производстве аккумуляторов. Однако прогнозируется, что к 2023 году доля этого продукта в производстве аккумуляторов вырастет до 85% от общего объема, достигнув миллиона тонн.
Цены на литий оказались на исторических максимумах, а значительные колебания в ценах стали нормой. В период с 2021 по 2022 год цены увеличились более чем в восемь раз, достигнув $75000 за тонну, но в 2023 году они вернулись к более устойчивому уровню.
Спрос на литий возрос в связи с увеличением производства аккумуляторов. Проводятся интенсивные разведочные работы по поиску новых месторождений лития, от Австралии и Канады до Чили, Аргентины и Боливии. Однако нахождение лития – не самая сложная задача, труднее всего обеспечить его добычу на выгодных экономических условиях.
Запоздалая реакция на глобальный тренд электромобилей привела к нехватке сырья для аккумуляторов. Перед тем как инвестировать в строительство гигафабрик, необходимо обеспечить источники поставки сырья. Это особенно актуально, учитывая, что на создание такой мощности требуется до десяти лет.
Недостаток внимания к обеспечению сырьем аккумуляторных производств является ключевой ошибкой в энергетическом переходе. Прежде чем вкладывать миллиарды в новые мощности по производству аккумуляторов, следовало бы сосредоточиться на обеспечении поставками критических минералов. The Times