Лидеры ломопереработки и логистики предложили правительству совершенствовать грузоперевозки
27 августа в отеле Hilton Moscow Leningradskaya 5* (Москва, Каланчевская ул., д.21/40) состоялась 7-ая отраслевая конференция «Грузоперевозки для промышленности: металлы, лом, щебень, зерно, песок». В ней приняли участие сотрудники металлургических и ломоперарабатывающих предприятий, логистических компаний, железнодорожных операторов, банков, зерновых холдингов, поставщиков транспорта и погрузочного оборудования.
Организаторами конференции выступили российское Рейтинговое агентство «Русмет» и Ассоциация НСРО «РУСЛОМ.КОМ». Мероприятие было поддержано СРО Ассоциация «Промжелдортранс», изданиями «Металоснабжение и сбыт», PortNews, «РЖД-Партнер», «Все о СРО».
Со вступительным словом к участникам конференции обратился директор Ассоциации «РУСЛОМ.КОМ» Виктор Ковшевный. Он приветствовал делегатов и напомнил, что первая конференция «Русмета», посвящённая грузоперевозкам, состоялась в 2011 году. Директор Ассоциации подчеркнул, что обсуждения вызовов должны переходить в конкретные действия, выраженные в изменении нормативно-правовой базы. В этой связи, участниками конференции было запланировано принятие Резолюции отраслевого сообщества с предложениями к органам власти.
Конференция состояла из трех сессией, в ходе которых ведущие эксперты обсудили вызовы, с которыми в настоящий момент сталкивается металлургическая отрасль в сфере грузоперевозок.
Президент Уральской логистической ассоциации (УЛА) Николай Тушин указал на проблему простоя вагонов. По его словам, время ожидания вагонов для доставки грузов может растянуться на недели. Особенно это касается сторонних операторов.
При этом производство вагонов растет. Начальник управления маркетинга и стратегического развития «УВЗ-Транс» Станислав Золотарев представил анализ рынка вагоностроения в первом полугодии текущего года. В первые 6 месяцев 2024 года российские вагоностроители произвели 35 559 машин. Рынок вырос на 24,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Лидерами пр росту объемов производства стали компании «УВЗ» (+2120 вагонов), ЗМК (+946) и ЗСК Кубань (+322).
По мнению исполнительного директора СРО «Союз операторов железнодорожного транспорта» Игоря Санковского, в настоящее время наблюдаются снижение оборота вагонов на сети по причине недостаточно развитой инфраструктуры.
«Роль величины вагонного парка в затруднении продвижения вагонопотоков, с нашей точки зрения, сильно преувеличена. Ключевые проблемы связаны с нехваткой ресурсов в сфере инфраструктуры и локомотивного хозяйства. Необходимо вместо попыток вернуться к дефициту вагонов и единому парку, разрабатывать новые подходы к работе в условиях множественности парков», - отметил Игорь Санковский.
Генеральный директор «Псковвтормета» Дмитрий Стечкевич подчеркнул, что транспортировка лома на железнодорожном транспорте становится очень дорогой. В 2022 году тарифы выросли на 18%, в 2023 году - на 10%, в 2024 году - на 11%.
«За три года рост тарифов составил 40%. Отмечу, что при этом сервис грузоперевозок не становится лучше: нарушаются сроки поставок, особенно по направлению южных заводов», - сообщил Дмитрий Стечкевич. Говоря о проблемах отрасли, спикер также указал на высокую цену аренды вагонов и стоимость локомотивов. В настоящий момент сектор ломозаготовки в СЗФО и по всей стране сталкивается со снижением внутреннего спроса и ограничениями экспорта. Объём поставок предприятий Санкт-Петербурга на экспорт и для нужд внутреннего рынка в 2021 году составил 2 млн 511 тыс. тонн, а в 2023 году снизился до 900 тыс. тонн. Согласно прогнозам Ассоциации, в текущем году объёмы не превысят 790 тыс. тонн. С 2021 году отгрузки лома с 2021 года упали на 1,7 млн тонн в год (62 млрд рублей).
Генеральный директор «Промвеста» Андрей Балта выступил с докладом «Бомба замедленного действия в уставе железнодорожного транспорта». Он отметил, что в актуальном железнодорожном уставе заложены штрафы, которые могут вызвать экономические риски. Операторы подвижного состава могут взыскивать штрафы с грузоотправителя за нарушение нормативных сроков погрузки вагонов, а это может привезти к злоупотреблениям. Эксперт предложил принять меры регулирования на законодательном уровне, чтобы такую возможность исключить.
В ходе конференции было подписано соглашение о сотрудничестве между Ассоциацией НСРО «РУСЛОМ.КОМ» и СРО Ассоциация «Промжелдортранс». Соглашение предусматривает совершенствование системы отношений грузовладельцев и владельцев железнодорожных путей необщего пользования, чтобы повысить качество услуг и конкурентоспособность железнодорожного транспорта. Кроме того, большое внимание стороны уделят вопросам совершенствования правового регулирования в области обращения с ломом и отходами металлов, включая аспекты грузоперевозок и доступа перевозчиков лома и металлов к транспортной инфраструктуре, повышению сохранности грузов при перевозке железнодорожным транспортом, в том числе лома металлов, оптимизации системы утилизации подвижного состава, вышедшего из эксплуатации оборудования, техники, а также возврата в повторный оборот ремонтопригодных компонентов, и ряду других тем.
Из-за сложностей с перевозками на железнодорожном транспорте необходимо искать альтернативные способы доставки грузов. Развитие автопоставок и водного транспорта могло бы снизить нагрузку на ж/д. Исполнительный директор СРО Ассоциациия «Промжелдортранс» Александр Маняхин отметил, что за последние пять лет на 15,5% уменьшилось число пользователей ж/д транспорта. 19% составляют потери погрузок за счёт сокращения числа контрагентов. Самые частые причины выбора в пользу автоперевозок - более низкая стоимость за счет предоставляемых скидок, простота и прозрачность процессов, более высокая скорость доставки.
Руководитель направления по логистике ГК «Сириус» Анна Сухорукова рассказала о снабжении предприятий ЮФО ломом черных металлов и ломом нержавеющей стали. По ее словам, в Южном федеральном округе почти не используются перевозки по железной дороге, в основном применяется автотранспорт. При этом плечо доставки лома составляет 1500 км, а учет НДС у грузоотправителей такой же, как и при железнодорожных перевозках. Эксперт также указала на причины медленного развития автоперевозок лома. Одна из них - недостаточная нагрузка на ось. В настоящий момент в ломовозе получается не более 20 тонн лома, при этом возможности самой машины позволяют привезти больше.
Генеральный директор транспортной компании ИТЕКО Дмитрий Калашников в своём выступлении обратил внимание на потенциал автомобильных перевозок лома на примере своей компании. В сети собственных сервисных центров компании проводится 80% работ по ремонту и техконтполю, что позволяет выпускать на линию 95% транспорта.
По мнению председателя Совета директоров Ассоциации морских торговых портов Дениса Илатовского, завоз лома и промышленных грузов в торговые порты обладает огромным потенциалом. В настоящий момент они оборудованы всем необходимым, кроме того, для многих грузоотправителей транспортировка с помощью водного транспорта выгоднее.
Одна из актуальных тем последнего времени в сфере грузоперевозок - цифровизация. Как отметил генеральный директор компании «АвтоТахограф», официальный дилер OMNICOMM Иван Волчек, на сегодняшний день существует множество современных средств мониторинга. Сопоставив их данные с ERP предприятия, можно использовать автотранспорт более эффективно. Например, контролировать расход топлива можно с помощью системы Omnicomm, которая дает возможность отслеживать основные параметры управления транспортом. Кроме того, используя данные с тахографа, который в скором времени сможет передать информацию об РТО онлайн, можно минимизировать нарушения режима труда и отдыха водителей.
Заместитель генерального директора компании «Техноком» Константин Самцов продолжил тему цифровизации. Он рассказал про многофункциональный сервис для грузоперевозок. В настоящий момент им пользуются такие крупные предприятия, как Северсталь, ММК, ВМЗ, ЧМК.
Алексей Золотарев, генеральный директор РК-СМАРТ, рассказал о преимуществах автоматизации и цифровизации процесса покупки топлива через мультикарту, которая доступна на 5000 АЗС ведущих брендов.
Генеральный директор «Мегарекс» Михаил Тараканов оценил преимущества увеличения статнагрузки на вагон при перевозке металлолома. «Увеличение статнагрузки уменьшает площади складирования металлолома за счёт увеличения насыпной плотности. Кроме того, увеличивается скорость выгрузки и снижается переработка входящего металлолома, поскольку для увеличения статнагрузки на вагон лом должен быть переработан. Также уменьшаются расходы на подачу и уборку вагонов», - отметил Михаил Тараканов.
Генеральный директор «ХуаХун-Русь» Тэн Юе рассказал о производимом в Китае современном оборудовании для ломозаготовки. Компания является крупнейшим поставщиком оборудования для рециклинга вторичных отходов, его использование имеет ряд значительных преимуществ перед аналогами европейского производства. Генеральный директор сообщил о партнерских марках ломовозов, которые будут доступны в России, а также развитом сервисе «ХуаХун-Русь» в Москве и других регионах. Он подчеркнул, что благодаря долгосрочному опыту компании на российском рынке поставка оборудования и проведение транзакций из Китая успешно отрегулированы.
Директор по развитию бизнеса Metals & Mining Intelligence Илья Коломеец представил доклад «Рынки стали и металлошихты: текущее состояние и прогноз», отметив влияние экономики Китая на производство стали. В России наблюдается тенденция на снижение темпов роста.
«По итогам 2023 года мировое производство стали практически не изменилось относительно 2022 года. В 2024 году ожидается прирост на величину до 1%. В Китае, несмотря на отсутствие видимых ограничений по объёмам со стороны властей, производство стали остаётся на уровне предыдущих лет. В текущем году оно, вероятно, сохранится», - отметил Илья Коломеец.
Завершилась сессия выступлением директора Ассоциации «РУСЛОМ.КОМ» Виктора Ковшевного, который представил отчет о региональных балансах рынка лома черных и цветных металлов 2021-2025 годах. Он указал на тенденцию снижения перевозок лома на железнодорожном транспорте и переход на авто. За первые четыре месяца 2024 года доля ж/д-перевозок на рынке лома черных металлов составила 64%. В 2023 году этот показатель был равен 66%, а в 2022 году - 70%.
«Причин этого несколько. В 2024 году потребление лома заводами снизилось из-за 12-го пакета санкций, лом был замене чугуном и ГБЖ. Кроме того, в последние два года мы наблюдаем ограничение экспорта лома, это приводит к сокращению сбора труднодоступного и трудноизвлекаемого лома, а также количества ломозаготовителей. Повлияли ограничения со стороны РЖД - перенаправление потоков лома с экспортно-ориентированных регионов невозможно. Еще одна причина – водный транспорт и автомобили в текущей ситуации экономически выгоднее. Отмечу, что объём собранного лома чёрных металлов в 2023 увеличился на 4 миллиона тонн по сравнению с 2022 годом», - заявил Виктор Ковшевный.
По итогам 7-ой конференции участники подписали Резолюцию отраслевого сообщества с конкретными предложениями к органам власти, которая призвана решить ряд проблем российских грузоперевозок. В их числе - приоритет перевозки грузов с непрерывным технологическим циклом и имеющих статус стратегических товаров, в том числе, металлургических грузов и металлолома, недопущение дальнейшего роста цен на автомобильный и водный транспорт для возможности расширения собственных транспортных парков грузоотправителями, обновление автопарка и речного транспорта, оптимизация договорных отношений операторов и грузоотправителей.
Конференция создала надёжную основу для эффективного рабочего взаимодействия ломозаготовителей, металлургов и профессионалов транспортной отрасли. В перспективе такой формат общения и сотрудничества приведёт к лучшему пониманию сторонами проблем и потребностей друг друга и, следовательно, к нахождению эффективных решений на благо российской экономики, во многом при поддержке и с участием государства.
ООО «Рейтинговое агентство «Русмет» – рейтинговое агентство, основанное в 1997 году, осуществляющее создание в России системы отраслевого рейтингования и анализа рынка, цен и их индексов в сфере обращения металла, продукции из него, лома и отходов черных и цветных металлов. Компания оказывает широкий спектр услуг, основными из которых являются аналитические исследования рынка металлов его лома, цен на этом рынке, а также оценка благонадежности субъектов, вовлеченных в процесс сбора, хранения, переработки и реализации лома и отходов металлов.
Пресс-служба ООО «Рейтинговое Агентство «Русмет»
Тел. +7 (495) 980-06-08
Моб. тел. +7 (903) 363-53-93
Эл.почта a.kondratiev@rusmet.ru