Минтранс совместно с Минэкономразвития создаст информационную систему с целью развития транспортной инфраструктуры с опережением
В рамках дискуссии «Логистическая связанность России. Влияние состояния транспортных коридоров на развитие», которая состоялась на Восточном экономическом форуме, участники обсудили транспортные проблемы в регионах.
Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев рассказал, что энергетическая и транспортная инфраструктура сильно устарела, оставшись на уровне 70-80 годов прошлого века.
По его словам, Якутия может обеспечивать круглогодичный сквозной проезд от городов Восточной Сибири в сторону Охотского моря, однако выхода к нему нет. Дальний Восток соединен узкой железной дорогой и автомагистралью, которая пролегает в двухстах километрах от российско-китайской границы. На север несколько тысяч километров нет ничего, кроме аэропортов. При этом те федеральные дороги, что есть, имеют большие разрывы.
«Ключевой разрыв – в Якутске, где необходим мостовый переход. Проект уже получил поддержку президента и Министерства транспорта, поэтому мы надеемся его возвести в этом десятилетии. Три федеральные дороги, пять региональных, железнодорожные пути и международный аэропорт – весь этот пазл не может сложиться, потому что нет моста. Кроме того, в последние годы снижаются нормативы содержания федеральных дорог, их качество ухудшается. Прошу обратить на это внимание. Это для нас действительно «дороги жизни» - других путей у нас нет», - отметил Айсен Николаев.
Глава Якутии также рассказал об проектах развития Арктики. Несколько крупных проектов уже начинают реализовываться – в том числе, связанные с добычей золота. Проекты предполагают соединение Северного морского пути с сетью автомобильных дорог. Один из них – строительство порта Найба в Тикси, где «Росатом» возводит атомную станцию малой мощности для развития месторождения Кючус. Предполагается региональную дорогу «Яна» превратить сначала в «зимник» продленного действия, а затем круглогодичную трассу, которая с арктического побережья будет выходить на Колыму. По мнению спикера, это даст колоссальный стимул для развития северо-востока Якутии. В заключении Айсен Николаев отметил, что в текущей ситуации развитие инфраструктуры востока России должно идти опережающими темпами.
Первый замминистра транспорта Валентин Иванов в ответ на представленный доклад подчеркнул, что важно заранее понимать все проблемные точки и возможности развития, так как на реализацию проектов с учётом проектирования и выделения финансирования обычно необходимо более пяти лет.
В целях повышения эффективности взаимодействия между регионами Минтранс совместно с Минэкономразвития создает информационную систему транспортно-экономического баланса.
«Это даст возможность прогнозировать грузопотоки, межрегиональные коммуникации и перевозки между регионами и странами. Прогнозы делаются на 10-15 лет вперед, они накладываются на ту инфраструктуру, которая есть, с учетом объемов внутренних перевозок и пропускных способностей. Все это позволит планировать мероприятия по развитию инфраструктуры заранее, а не реагировать по факту. Мы предлагаем такой системой пользоваться, сейчас она в активной стадии реализации», - отметил замминистра.